Василий Кандинский – русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем в Баухаусе.
Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 г. в Москве. Позже в 1871 году семья переехала в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. В Одессе Кандинский получает базовое музыкальное и художественное образование. По настоянию родителей он поступает на юридический факультет Московского университета, блестяще его оканчвает, а далее в нем же успешно преподает.

Лишь в 1896 году в возрасте 30 лет он решается оставить многообещающую карьеру ради живописи и отправляется в Мюнхен. Там он активно обучается живописи и в 1902 году знакомится с молодой художницей Габриэль Мюнтер. После развода с первой женой Кандинский и Мюнтер путешествуют по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках.

В 1909 году по настоянию Кандинского Мюнтер приобретает дом в местечке Мурнау, на которое они набрели в поисках подходящей натуры. Дом в Мурнау у подножья Альп до сих пор называют «русским». Именно тут среди гор и домиков – они начали движение от натуры к абстракции. Кандинский, писавший древнерусские сцены, импрессионистические пляжи, красно-зеленый интерьер, в Мурнау становится оригинальным художником, автором впечатлений, импровизаций и композиций.

В этот период Кандинский много преподает, организовывает выставки, участвует в выставках сам, публикуется в журналах. В 1910 и 1912 г. он принимает участие в выставках художественного объединения “Бубновый валет”, а в 1911 году вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу “Синий всадник”. “Название, как вспоминал Кандинский, возникло само собой, в саду за кофейным столиком. Мы оба любили синий цвет, Марк – лошадей, я – всадников”. Главной темой этих абстрактных экспериментов был Апокалипсис.

В 1912 году в свет выходит книга Кандинского “О духовном в искусстве” – первое теоретическое обоснование абстракционизма и революция в представление об искусстве вообще.

С началом первой мировой войны Кандинский, как гражданин России, вынужденно покидает Германию. Сперва вместе с Габриэль они переезжают в Швейцарию, где между ними происходит разрыв: Мюнтер возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву.


Осенью 1916 года Кандинский знакомится с Ниной Андреевской. Известная работа Василия Кандинского «Одному голосу» была написана под впечатлением от первого телефонного разговора с будущей супругой. Голос незнакомки художника очаровал. В 1917 году Нина Андреевская стала супругой Кандинского и, по словам исследователей, с момента свадьбы они не расставались ни на день.

В Москве художник продолжает активно работать, преподавать, писать, выставляться. Будучи профессором ВХУТЕМАСа с октября 1918 года, он составляет специальный учебный план, основанный на своих идеях об анализе цвета и формы. Такой же план был предложен и для Московского института художественной культуры, но тут возникают откровенные разногласия с коллегами-художниками. Эти разногласия послужили не единственной, но немаловажной причиной для отъезда Кандинского в Германию.
Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года. После принятия художником немецкого гражданства в 1928 году произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.

Вернувшись в Германию художник принимает предложение преподавать в Баухаусе, где и работает до его закрытия нацистами в 1933 году – сперва в Веймаре, а затем в Дессау, возглавляя мастерскую настенной живописи. Художник продолжает эксперименты с цветом, применяя аналитическую базу и полученные уже выводы. Кандинский стал видным теоретиком школы «Баухауз», и в это время получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

После прихода к власти нацистов в 1933 году Баухауз закрывается, а Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где размещаются в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. Здесь художник жил и работал до своей кончины 13 декабря 1944 года.

К сожалению, очень много работ периода конца 20-х-начала 30-х были утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников “дегенеративной”.

[…] искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка Кандинского «Багатели», приуроченная к 150-летию со дня рождения […]
[…] развивался и экспериментировал всю жизнь. К 150-летию Василия Кандинского Пушкинский музей подготовил уникальную выставку […]