В предыдущий раз тюрбан (или чалма) вспыхнул на подиумах в 1970х годах. И вот восток снова в моде. Сегодня этот экзотический аксессуар можно сочетать практически с чем угодно. И без ограничений по возрасту! Многообразие форм позволяет также использовать аксессуар для любого типа лица!
Преобладающие модные цвета — черные, серые, насыщенные синие, темное бордо, все оттенки коричневого. И конечно же украшение шапок-тюрбанов – крупные броши в восточном стиле.
Во все времена тюрбану отдавали предпочтение, как правило, выдающиеся неординарные женщины. Французская писательница Жермена де Сталь, жившая еще при Наполеоне, сделала тюрбан неотъемлемой частью своего имиджа. А знаменитая теннисистка двадцатого века Сюзанна Ленглен на вечеринки приходила исключительно в тюрбанах с алмазными заколками. Легендарные актрисы разных эпох так же признавались в своей любви к тюрбану, украшая им голову при очередном выходе в свет. Среди них Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Барбара Стрейзанд и многие другие.
Мода циклична, поэтому головной убор то появлялся, то вовсе исчезал со сцены. Последние несколько лет чалму активно эксплуатируют дизайнеры и модники по всему миру, и есть основания полагать, что шапка не утратит актуальности еще несколько сезонов.
Тюрбан: путь с востока на запад
Тюрбан (чалма) – это женский и мужской головной убор, представляющий собой шарф (или отрез ткани), который многократно и замысловато оборачивается вокруг головы или тюбетейку.
Чалма была распространена по всему Востоку – от Египта до Индии, особенно у мусульманских народов с глубокой древности. В исламе предметы одежды строго регламентировались в соответствии с понятиями доблести и порядочности. Чалме при этом придавалось особое значение, ведь ее носил сам пророк Мухамед.
В эпоху расцвета исламской государственности и культуры (эпоха Аббасидов) наиболее распространённым стал чёрный цвет чалмы. Ее размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям — жёлтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.
В Египте в XV-XVI веках самую большую чалму в стране носил султан. Используя ее на торжественных церемониях он, как правило, сидел, так как внушительный головой убор мешал движению. У эмиров и визирей она была поскромнее, но знать, несомненно, соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники и военные носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения. А если чалма, не соответствовавшая рангу, то человек мог подвергнуться наказанию.
Индийские воины Ниханги раньше имели тюрбаны огромных размеров, с весом до 30 кг. Дело в том, что скрученные из темно-синей ткани, они были наполнены оружием и вещами, необходимыми в походе.
В средние века любимым цветком у правящей знати в Турции и Иране был тюльпан, и его часто носили в складках чалмы. У тюрков чалму называли тюрбаном. Европейцы приняли название чалмы — “тюрбан” за название цветка семейства лилейных. Так что слова «тюрбан» и «тюльпан» пришло к нам с востока вместе: в русский из французского, а во французский из турецкого tulbend, куда оно попала из персидского dulbend – дословно «ткань из крапивы».
В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы. Цвет чалмы может определять принадлежность её хозяина к тому или иному курдскому племени. Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов Ирака и других мусульманских стран.
Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зелёные или чёрные чалмы в арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.
Раньше первое облачение в чалму рассматривалось как важное событие в жизни ребенка-мусульманина. По этому случаю приглашали гостей и устраивали угощение. Сейчас церемония упростилась: чалму просто повязывают в мечети.
В Египте и других арабских странах чалма — обязательный атрибут воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа. Египетские феллахи (крестьяне или фермеры) между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой головной убор, чтобы не растерять монеты. Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в египетском городе Асьюте, называют этот платок гутрой.
В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племён носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.
Но самая колоритная чалма у туарегов – народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в сопредельных с ним странах. На местном наречии чалму называют тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и плечи, оставляя узкие щели для глаз. Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и жестоких песчаных бурь, она — символ храбрости и мужества предков. А еще по местному поверью этот головной убор оберегает “от сглаза и злого духа”. Поэтому туареги не расстаются с ним на улице и даже дома, в кругу семьи. Зато туарегские женщины, в отличие от других мусульманок Алжира, ходят с непокрытой головой.
Со временем тюрбаны перекочевали в гардеробы женщин и мужчин всех сословий и национальностей.
В Европе первые тюрбаны появились после крестовых походов и распространились благодаря французской-бургундской моде. Сперва их носили знатные мужчины и женщины, пока это не стало массовой тенденцией и среди простого люда.
Следующим витком популярности стала активизация торговли венецианских купцов с Османской империей, когда у турков закупались золотая парча и дорогой шелк. А в XVIII веке европейские женщины переняли и адаптировали отдельные элементы платья из Османской империи. На маскарады они отправлялись в причёсках с эффектным тюрбаном (à la turque). Появляется так называемая мода “Тюркери“, выразившаяся в стилизациях исламского искусства, предпочтения восточных тканей, “ориентализации” костюма. Любила тюрбаны и королева Франции Мария Антуанетта.
Ну, конечно же, Египетский поход Наполеона стал новым толчком к распространению моды на тюрбан по всей Европе. В то время тюрбаны делали из кашемировых шалей, бархата, парчи, крепа, украшали жемчугом, крупной брошью, султаном из перьев.
Но поистине мировое признание тюрбан получил благодаря Полю Пуаре. Этот корифей дизайнерского искусства прославился не только тем, что отправил в небытие женские корсеты, но и своей приверженностью к этому необычному головному убору. С его легкой руки в начале XX века тюрбан становится самым популярным и одновременно универсальным головным убором. Он одинаково органично смотрится с вечерним платьем и с костюмом для прогулок, с меховой накидкой и с легким летним платьем.
В 1911 году Пуаре создает свою грандиозную коллекцию «1002-я ночь», которую представляет публике в форме театрализованного действа. Сам кутюрье играл на нем роль восточного султана. Он вводит в модный обиход кафтаны и кимоно, вуали и тюрбаны, женское неглиже обретает очаровательные восточные мотивы. Коллекция производит настоящий фурор. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Граница между платьем и маскарадным костюмом стала расплывчатой.

Причиной такой популярности нарядов Пуаре стало и то, что Востоком все увлеклись с тех пор, как в Париже с сенсационным успехом прошли первые гастроли «Русского балета». Постановка Сергея Дягилева «Шахерезада» оказала влияние на искусство, моду и даже на сам стиль жизни. Тюрбан захватил салоны модного Парижа во время ажиотажа, царившего вокруг балета, костюмы к которому создавал Лев Бакст.
Следующий пик популярности тюрбана — это сороковые годы: военные и послевоенные. Тюрбаны 1946 года были необыкновенно гламурны — остатки дорогих материй, завязанные спереди пышными бантами. Даже в тяжелое время женщины желали быть Женщинами, скрывая под чалмой неубранные волосы, которые, к тому же, мешали работе на станках и машинах.

В Начале 1970-х годов ,в эпоху диско, тюрбан носили с невероятно модными в то время брючными трикотажными комплектами. В это время особенно модно было носить тюрбаны, повязанные поверх распущенных волос. Тогда же на прилавках магазинов появились шапки-тюрбаны, которые молодые девушки использовали для создания повседневного образа. В тот период этот аксессуар предпочитали такие актрисы, как Барбара Стрейзанд, Бьянка Джаггер и Ава Гардер.
Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современном арабском мире форма, цвет, манеры ношения чалмы тоже весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т.д. Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. Западная мода адаптировала восточный аксессуар под себя и помимо восточного разнообразия создала еще и удобную шапку, визуально повторяющую форму чалмы, а также облегченный ее вариант – повязку, напоминающую чалму. А для изготовления таких шапок стали использоваться материалы в соответствии с погодными особенностями и появились трикотажные, вязанные, меховые шапки в восточном стиле.
[…] часто носили в складках чалмы. У тюрков чалму называли тюрбаном. Европейцы приняли название чалмы — “тюрбан” за […]