6. Дорога Алагир — Цейское ущелье. Трасса А164 «Транскам». К осетинской мекке туристов.
Северная Осетия.

Одна из самых живописных дорог Кавказа пролегает от Алагира вдоль реки Ардон, а затем взбирается в Цейское ущелье. Путь составляет порядка 50 километров.

В Цейском ущелье на северном склоне Большого Кавказа, некогда мекки альпинистов, сегодня расположен горный курорт Цей. В конце пути, если проехать последние километры по грунтовке, можно оказаться на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря.

Отсюда можно подняться по канатной дороге к Сказскому леднику (высота 2400 м), по экологической тропе можно добраться до водопада, который особенно прекрасен весной во время таяния снегов. Неподалеку от Верхнего Цея за каменным забором стоит сруб – осетинское святилище Реком. Тут поклоняются Уастырджи — покровителю всех мужчин, воинов и путников. Женщинам к Рекому приближаться нельзя, но чуть дальше по тропе находится женское святилище, куда нет пути мужчинам.
Лучшее время для поездки: круглый год, кроме ноября.
7. Дорога Прохладный – Баксан – Эльбрус. Трасса А-158 (бывшая Р-289). Достигнуть высочайшей горы Европы.
Кабардино-Балкария.

Дорога А-158 «Прохладный – Баксан – Эльбрус» составляет около 150 километров, пересекая Кабардинскую долину и струясь по узкому Баксанскому ущелью с зарослями облепихи, проходит по территории Главного Кавказского Хребта. В конце пути, преодолев подъем по горному серпантину почти на высоту 2,5 тысячи метров над уровнем моря, вы окажетесь практически у подножия величественной горы Эльбрус — самой высокой горной вершины на территории России и Европы.

Эта высокогорная автомагистраль открывает путешественникам широкий доступ к ошеломляющим видам: многочисленные водопады, нависающие стены белёсых известняковых скал Баксанского и Чегемского ущелий, величественные покрытые ледяными шапками вершины Эльбруса и Чегета.

Стоит, правда, иметь в виду, что от города Тырныауз до Эльбруса движение бывает перекрыто из-за различных оползневых процессов, в частности сели в летний период и лавины в зимний.
Лучшее время для поездки: круглый год, кроме ноября.
8. Военно-Сухумская дорога от Черкесска до Домбая. Трасса А-155. Через Кавказский хребет.
Карачаево-Черкесия.

Военно-Сухумская дорога – это путь, соединяющий Черкесск с Сухуми (Абхазия) через Главный Кавказский хребет. Сегодня по Клухорскуму перевалу проходит государственная граница, но и российская часть пути от Черкесска до Домбая весьма живописна, а главное это 123 километра асфальтовой дороги. Отправляясь по ней, можно рассчитывать на все прелести горного пути: сначала он пролегает близ реки Кубань, затем сопровождается шумной Тибердой, ну и, конечно же, не обойдется без лесистых горных склонов, серпантинов и крутых поворотов.

Если Вашей целью изначально не было посещение горного курорта Домбай, то все же стоит туда заглянуть и подняться по канатной дороге наверх, чтобы обозреть пейзаж с высоты.

В округе еще много привлекательных мест для посещения: Форелевое хозяйство, озера, водопады, ущелья, Тебердинский государственный природный заповедник с пешеходными маршрутами. В заповеднике можно провести весь день, гуляя пешком по горным тропам, заказав конную прогулку или проехавшись на квадроцикле.
Лучшее время для поездки: круглый год, кроме ноября.
9. Дорога Уфа-Абзаково. Трасса Р-240 и Р-316. Через Южный Урал.
Республика Башкортостан.

Если не пугаться, что придется следовать не по самой идеальной и быстрой дороге, да еще с серпантинами и крутыми поворотами, то, следуя из Уфы до Абзаково, вы будете вознаграждены изумительными горными видами Южного Урала. Это, пожалуй, самый лучший путь через Уральский хребет, говоря о соотношении красоты ландшафта и качества трассы. Весь путь от столицы Башкортостана до горнолыжного курорта составляет 280 километров. Вы пересечете горные хребты, обильно покрытые сосновыми и лиственными лесами, за каждым поворотом можно останавливаться и фотографироваться, разбивать палатку и отдыхать несколько дней.

Есть по пути одно место, где дорога поворачивает на 180 градусов и в народе это место называют «Тещин язык», ибо сверху рисунок дороги напоминает длинный язык. Если вы путешествуете летом, то можно остановиться на полпути у горной реки Инзер и искупаться в прозрачной чистейшей воде. Кстати, река в почете у любителей сплавов, рыбаков и просто любителей отдыха на природе в палатках.

Если же вы путешествуете зимой, то дорога будет как в зимней сказке – настолько неправдоподобны чистейшие белые облачения природы. Достигнув же Абзаково, можно насладиться всеми прелестями современного горнолыжного курорта. При желании можно продолжить свой путь по трассе в сторону Магнитогорска: там летом можно отдохнуть на озерах, а зимой заглянуть на горнолыжный курорт «Банное».
Лучшее время для поездки: май-сентябрь и февраль-март
10. Чуйский тракт. Трасса Р-256 (бывшая М-52). Красивейшей дорогой мира по следам Великого Шелкового пути.
Алтайский край, Республика Алтай.

Сегодня Чуйский тракт – это примерно 968 километров пути от Новосибирска до Ташанта (граница с Монголией). Дорога проходит через Новосибирскую область, Алтайский край и республику Алтай. Исторический же Чуйский тракт составляет 630 километров пути современной трассы, стартуя в Бийске и заканчиваясь на границе с Монголией – именно тут во времена Великого Шелкового пути протекали с юга караваны с диковинными товарами из дальних стран, именно этот отрезок бесконечно живописен и любопытен.

Трасса пробегает сквозь альпийские луга, проходит по горным хребтам, возвышаясь на 2000 метров над уровнем моря, километрами тянется вдоль быстроводной реки Катуни, а затем струится по пустынной безграничной степи. В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список 10 самых красивых дорог мира.

Трасса полна достопримечательностей! Начать можно с Музея Чуйского тракта в Бийске, затем в районе с. Полеводка (377 км) заглянуть в этнопарк «Легенда», в который входит музей деревянных скульптур под открытым небом, музей с панорамой «Алтай. История России», пасека и старинная деревня. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина с Домом-музеем можно посетить в селе Сростки (385 км). Очень рекомендуется сделать небольшое отступление в пути (439 км), чтобы добраться до Майминского Чёртова пальца. Этот скальный останец интересен своей оригинальной формой, но более того привлекательно его местоположение, с которого открывается захватывающая панорама р.Катуни и её долин.

Можно заглянуть в Чергинский зубрятник (509км.), полюбоваться священной горой Шаманский камень (525 км.), подняться на высшую точку Чуйского тракта (582 км) – Семинский перевал. На 662 километре вас покорит памятник природы “Перевал Чике-Таман” с обзорной площадкой, на 681 километре откроется вид на слияние рек Б. Ильгумень и Катуни и Ильгуменский порог.

Через 10 километров Катунь встретит уже р. Б. Яломан. Из села же Чибит (783 км) берет начало конный маршрут на фантастически красивые Шавлинские озёра.

На 820 километре Чуйского тракта открывается панорама всего Северо-Чуйского хребта – одного из крупнейшего хребтов Центрального Алтая.

Если свернуть с дороги на 864 километре, то можно добраться до знаменитых «марсианских пейзажей» Кызыл-Чин. А уже с 874 километра начинается Чуйская степь — слабоволнистая равнина, расположенная на высоте 1750—1900 м, протяжённостью около 70 километров.

Свернув же на 892 километре можно добраться до Плато Укок. Это плато, располагающееся на высоте 2500 метров над уровнем моря, лишённое леса, изрезанное крутыми поворотами реки, имеющее множество озер и крупных валунов, с 1998 года находится в Списке Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. На плато зафиксировано 405 памятников археологии, в том числе 55 местонахождений петроглифов различных культурной хронологии, периодов, стоянки, курганные могильники, древне-тюркские изваяния и оградки, культовые сооружения, казахское кладбище позднего средневековья.

Кроме того, по дороге множество археологических достопримечательностей, водопадов, озер, родников, пещер, мостов через реки, уникальных природных парков.
Лучшее время для поездки: июнь-сентябрь.