Действие многих отечественных картин происходит в Москве. Но в некоторых фильмах столица создает особое настроение, является неотъемлемой частью сюжета и в какой-то мере действующим лицом. Москва в кино всегда разная, она всегда проявляет дух времени и социальные реалии. Самый, пожалуй, распространенный сюжет в фильмах, где хорошо показана Москва, – это сюжет, в котором один из главных героев приезжает в столицу и встречается с ней впервые. Конечно же, есть и сюжеты про жизнь москвичей со своей типично московской проблематикой. Мы выбрали 25 лучших фильмов, снятых в Москве с 1936 по 2005 год, хотя безусловно этим списком все не ограничивается.
1. Цирк. 1936 год
Режиссер: Григорий Александров
В главных ролях: Любовь Орлова, Евгения Мельникова, Владимир Володин, Сергей Столяров
Места: Красная площадь, Театральная площадь, Большой театр, Моховая улица, Охотный ряд, крыша гостиницы «Москва»
Фильм был снят по мотивам комедии Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка».
Сюжет строится на том, что в середине 30-х годов цирковая актриса американка Марион Диксон бежит из США с маленьким чернокожим сыном. Зная факты ее личной жизни цирковой предприниматель Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует ее, но актриса, приехавшая с оригинальным аттракционом в СССР, находит здесь друзей и решает остаться тут навсегда.
Комедия «Цирк» – своеобразный гимн эпохе 30-х. В мрачном 1937 году на Международной выставке в Париже «Цирк» был удостоен высшей премии «Гран при», а в 1941 году фильм получил Сталинскую премию Первой степени – удивительный случай, когда картина угодила сразу всем.
Что касается музыки, то «Песня о Родине» («Широка страна моя родная») – можно сказать, стала вторым гимном Советского Союза. Лебедев-Кумач и Дунаевский работали над песней полгода, как говорится, не отходя от стола и рояля, не зная ни покоя, ни отдыха. Их усилия привели к тому, что песня стала одной из самых популярных и узнаваемых советских мелодий, звучала как марш во время демонстраций и парадов.
Помимо общепризнанных достоинств «Цирк» обладает ценностью кинодокумента. Тут и метро – имени Кагановича, и ночная панорама Красной Площади из номера отеля «Москва», и вид из кафетерия «Метрополя» на Лубянку. В картине мы видим широкие московские площади, Большой театр, парад физкультурников. Комедия Александрова стала последнем фильмом, в котором на башнях Кремля и на Историческом музее красуются двуглавые орлы – в 1936 году как раз орлов заменили на звёзды, Васильевский спуск (за Собором Василия Блаженного) ещё застроен жилыми домами.
2. Подкидыш. 1939 год

Режиссер: Татьяна Лукашевич
В главных ролях: Ростислав Плятт, Рина Зелёная, Фаина Раневская, Вероника Лебедева
Места: Чистые пруды и окрестности, Охотный ряд, Метрополь, улица Горького (ныне Тверская), ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка построена в 1939 году – ныне ВВЦ), Манежная площадь, свежепостроеная Библиотека имени Ленина, вестибюль метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), Белорусский вокзал, Никитский бульвар.

«Подкидышь» – один из первых советских “семейных” фильмов, снятый по сценарию Агнии Барто и Рины Зеленой. Маленькая пятилетняя Наташа вышла из дома и потерялась в большом городе. В её судьбе приняли участие все, кого она встретила в своём увлекательном, полном весёлых приключений путешествии. Всё, конечно, закончилось хорошо. А пока Наташа блуждала по Москве, она приобрела много друзей и среди взрослых и среди детей. В фильме замечательно показана Москва, в особенности район Чистых прудов.
Также можно увидеть весь московский транспорт довоенных лет — автомобили ГАЗ-М1, ЗиС-101, ГАЗ-АА, автобусы ЗиС-8 и ЗиС-16, троллейбус ЯТБ-3, трамвайный вагон БФ. Ну а визитной карточкой фильма, конечно, стала фраза героини Фаины Раневской: “Муля, не нервируй меня”. Эту фразу, преследовавшую Раневскую всю жизнь, придумала Рина Зеленая. Мальчишки кричали ей вслед эту фразу, на что актриса никогда не отличавшая спокойным темпераментом и светским воспитанием отвечала: «Пионэры, идите в жопу!».
3. Верные друзья. 1954 год

Режиссер: Михаил Калатозов
В главных ролях: Василий Меркурьев, Борис Чирков, Александр Борисов
Места: Смоленский бульвар, МИД, Большой Москворецкий мост, строящаяся гостиница «Украина» в окружении старого Доргомилово, Набережная Тараса Шевченко, ул. Косыгина, МГУ, Большой Краснохолмский мост, Космодамианская набережная, Высотка на Котельнической набережной.

Старая добрая советская кинокомедия в духе времени. Трое взрослых солидных друзей, детство которых прошло на окраине Москвы, отправляются на бревенчатом плоту по реке, как когда-то договаривались в детстве. Путешествие их начинается в Москве: среди растущих высоток, широких проспектов, набережных Москва-реки и Яузы.
Конечно же это советский фильм со всеми вытекающими, но от того он хорош, как виниловая пластинка. Даже не смотря на то, что лента заточена под формирование качеств добротного советского гражданина, прекрасно исполняющего планы и пятилетки, но лучше всего читается тема чистейшей мужской дружбы, наполненной юмором, поддержкой и откровениями. Страна же предстаёт прекрасной, чистой, светлой, с бесконечно добрыми людьми и верой в лучшее будущее.
4. Девушка без адреса. 1957 год
Режиссер: Эльдар Рязанов
В главных ролях: Светлана Карпинская, Николай Рыбников, Эраст Гарин
Места: Ленинградский проспект, Пушкинская площадь, Суворовская площадь, доходный дом Макарова (постройка начала 20 века по адресу Новокузнецкая улица, 33с1), знаменитый «Дом со львами» – Малая Молчановка дом 8.


Романтичное, лиричное, музыкальное кино в декорациях Москвы 50-х снял Эльдар Рязанов. Сюжет построен так, что всю дорогу герои ищут друг друга в большом городе. О том, насколько он большой, в фильме есть даже песенка. Два человека, парень и девушка встретились в поезде, пробежала искра, но Катя и Паша потеряли друг друга в Москве. Конечно Москва образца 1957 года, эта не нынешняя многомиллионная столица, но даже по тем меркам, достаточно крупный город, в котором человека без адреса найти нелегко.
Но для влюблённого сердца нет ничего невозможного и герой готов обойти всю столицу вдоль и поперёк, только чтобы найти понравившуюся девушку. Основная сюжетная линия мастерски обрамлена колоритными комедийными персонажами, что в итоге делает фильм образцом добрейшего высококлассного советского кино.
5. Дом, в котором я живу. 1957 год

Режиссер: Лев Кулиджанов, Яков Сегель
В главных ролях: Валентина Телегина, Владимир Земляникин, Жанна Болотова
Места: Зубовский бульвар, Космодамианская набережная (в то время набережная Максима Горького), вид в сторону Гончарной набережной, Большой Краснохолмский мост, киностудия им. Горького, арка Северного входа ВСХВ (с 1958 года ВДНХ), Ленинский проспект в момент стройки, Красна Площадь.

Фильм рассказывает о жизни москвичей. Завязка происходит в 1935 году, когда новый дом на окраине Москвы заселяется новоселами, а дальше развивается простой сюжет о судьбах людей разных профессий и увлечений во время страшных лет всеобщей немоты, на смену которым приходит война, а вместе с ней горечь утрат, холод, голод, расставания. Потом с окончанием войны возвращает радость жизни и оказывается, что по-прежнему светит в окна солнце, летит тополиный пух и, как когда-то, дети опять бегут в школу.