Москва в кино: 25 лучших фильмов, снятых в Москве

С помощью кинопросмотров можно запросто прогуливаться по столице разных периодов, наблюдая за динамикой развития: Москва в кино всегда разная.

0
351

21. Забытая мелодия для флейты. 1987 год

Москва в кино
“Забытая мелодия для флейты”, 1987

Режиссер: Эльдар Рязанов

В главных ролях: Леонид Филатов, Татьяна Догилева, Ирина Купченко, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Сергей Арцибашев, Елена Майорова, Всеволод Санаев, Вацлав Дворжецкий, Александр Панкратов-Черный

Места: Улица Достоевского, Новокировский проспект (ныне проспект Ак. Сахарова), здание Центросоюза (на момент постройки – самый большой в Европе “офисный” комплекс), ул. Кирова (ныне Мясницкая), Окрестности станции Кунцево, ул. Герцена (ныне Большая Никитская), Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот (еще без колокольни), Проспект Мира, Орликов переулок, Поварская, вернисаж в Бице.

Москва в кино
Церковь Вознесения Господня на Никитской. Кадр из фильма “Забытая мелодия для флейты”, 1987

Первые годы перестройки. Улицы носят еще советские названия Кирова, Герцена и на этих улицах еще можно встретить самую обычную столовую или магазин «Свет», в котором продаются самые обычные утюги. Машин на улицах не слишком много, а на привычном месте нет Макдональдса.  Во всем этом антураже начальных лет перестройки живет человек – Леонид Семенович Филимонов, в прошлом студент консерватории и хороший флейтист, а в настоящем — муж дочери «большого человека», и сам начальник одного из подразделений Главного управления.

Москва в кино
Новокировский проспект (ныне проспект Ак. Сахарова. Кадр из фильма “Забытая мелодия для флейты”, 1987

Супруга – строгий врач, пишет, как полагается докторскую диссертацию. Особых чувств ни к жене, ни к своей работе Филимонов не испытывает, он и на личном и на профессиональном фронте вынужден жить под маской смирения, всей душой веря в то, что когда-нибудь он наконец встанет с колен, выпрямит спину и скажет всю правду матку и от этого мир полностью перевернется. И вот однажды в неполные 40 лет почувствовал он физическое недомогание: прихватило сердце. Сей неприятный случай послужил поводом для знакомства бывшего флейтиста с молоденькой медсестрой из ведомственной поликлиники Лидой. Жена как раз отправилась в командировку.  И закрутился бурный роман… Но как только возвращается супруга, Леонид Семенович тут же превращается в старого доброго подкаблучника, интеллигента, который вынужден жить в постоянной депрессии, видя всю абсурдность советской действительности и при этом неукоснительно блюсти ее устои.

22. Такси-блюз. 1990 год

Москва в кино

Режиссер: Павел Лунгин

В главных ролях: Пётр Мамонов, Пётр Зайченко

Места: проспект Калинина (ныне Новый Арбат), Воздвиженка, площадь Трех Вокзалов, Исторический музей, клуб завода «Каучук», Старый Арбат, Раушская набережная, Садовническая ул., Русаковская эстакада, площадь Курского вокзала, Дербеневская набережная, Новоспасский мост, Новоданиловская набережная, Бородинский мост, площадь Киевского вокзала

Москва в кино
Бородинский мост. Кадр из фильма “Такси-блюз”, 1990

Самый закат советской эпохи, смена времен и  неразрешимый конфликт мировоззрений творческого и талантливого, но порочного блюзмена и сильного и волевого, но ординарного и в чем-то ограниченного таксиста «советской закалки».

Оба склонны выражать обществу протест, но если протест музыканта, истерика в метро, эксцентричен и вполне безобиден, то недовольство таксиста, жестокое избиение подростков, вызывает вопрос, кто же из двух героев более безумен. Почти каждая фигура арт-хаусной картины отмечена каким-то безумием. Социально-политический кризис не оставил в стране нормальных, адекватных людей.

23. Страна глухих. 1998 год

Москва в кино

Режиссер: Валерий Тодоровский

В главных ролях: Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Максим Суханов, Никита Тюнин, Александр Яцко

Места: Несмотря на то, что это узнаваемая Москва, город «Страны глухи» – просто город из перекрестков, набережных, казино, машин – это место без места. В фильме мы видим Крымский мост, Триумфальная площадь, Садовое кольцо, МИД, набережные.

Действие фильма сосредоточено в Москве середины девяностых – время, когда большие деньги только завладели человеческими умами столицы. После падения «железного занавеса» и дальнейших преобразований общество не успело освоиться в непривычных рыночных условиях, глотнув безудержной концентрированной свободы. В центре сюжета две совершенно разные девушки: Яя (Дина Корзун) – глухая эксцентричная стриптизёрша, и Рита (Чулпан Хаматова) – простая  и немного потерянная особа без определенных занятий. Но несмотря на их непохожесть, обе мечтают о счастье, каждая о своем. Яя хочет попасть в выдуманную райскую Страну Глухих, где царит мир и всеобщее счастье, а Рита хочет быть со своим возлюбленным Алешей.

В этом городском лабиринте из бесконечных бандитских разборок их мечты наталкиваются на суровые испытания, представляемые несправедливой действительностью. В картине Тодоровского Москва, безусловно, является важной частью разворачиваемого действа. Город похож на бурлящий Нью-Йорк, в котором постоянно что-то происходит. Такой по-голливудски гламурной Москва еще не показывалась с экранов. Тут и красивые богемные интерьеры, и блеск ночной жизни, и потрясающая музыка Алексея Айги. Но самое главное, Тодоровский показал Москву глазами глухих – это другой город, каким его никогда не видят обыватели.

24. Статский советник. 2005 год

Москва в кино

Режиссер: Филипп ЯнковскийВ главных ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Константин Хабенский, Владимир Машков, Эмилия Спивак, Михаил Ефремов, Оксана Фандера

Места: Красная площадь, Васильевский спуск, Соборная площадь Кремля, Белорусский вокзал, Нескучный сад, интерьеры Георгиевского зала Кремля, парадная лестница Владимирского зала, усадьба Третьякова, особняк Стахеева, Сандуновские бани.

Москва в кино
Георгиевский зал Кремля. Кадр из фильма “Статский Советник”, 2005

Экранизация одноименного романа Бориса Акунина – яркий детектив. Российская империя, конец XIX века. В министерском вагоне курьерского поезда неизвестным убит бывший командир Отдельного корпуса жандармов, сибирский генерал-губернатор Храпов, направлявшийся через Москву к месту службы. Из донесения охраны следует, что Храпов был убит статским советником Эрастом Петровичем Фандориным, в чьи обязанности входило обеспечение безопасности генерал-губернатора во время его нахождения в Москве.

Сам же Эраст Петрович приступает к незамедлительному расследованию. Ему известно, что только чиновники высшего уровня в Москве и Петербурге могли знать о доверенной ему миссии охранять Храпова. Вскоре на помощь Фандорину из Петербурга прибывает сам вице-директор Департамента полиции князь Пожарский. С его появлением история принимает самый неожиданный поворот…

25. Ночной дозор. 2004 год. Дневной дозор. 2005 год

Москва в кино

Режиссер: Тимур Бекмамбетов

В главных ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Валерий Золотухин, Мария Порошина, Галина Тюнина, Алексей Чадов, Жанна Фриске, Виктор Вержбицкий

Места: Бассейн “Чайка”, Крымский мост, метро “Парк Культуры”,  Рижский (Крестовский) рынок, Триумфальная площадь, площадь Красных ворот, Министерство Сельского Хозяйства на Садовой-Спасской (в роли ГОРСВЕТА), Перекресток улиц Сущевская и Тихвинская с ул. Палиха, Елоховская церковь, гостиница «Космос»

Москва в кино
Красные ворота. Кадр из фильма “Ночной дозор”, 2004
Москва в кино
Гостиница “Космос”. Кадр из фильма “Дневной дозор”, 2005

Все знают, что на ночных улицах опасно. Но в данном случае речь идет не о преступниках и маньяках. Когда наступает ночь, и силы Зла властвуют безраздельно, можно столкнуться с теми, с кем не встретишься днем — темными магами, вампирами и прочей нечистью. Но по следу «ночных охотников» идут те, кто веками сражается с порождениями сумрака и побеждает их, неукоснительно соблюдая при этом Договор, заключенный тысячелетия тому назад между Светлыми и Темными… Имя им — Ночной Дозор.

Их предназначение — сохранение равновесия между Добром и Злом, нарушение которого вызывает разрушения, войны, революции, вселенские катастрофы. Каждый плохой человеческий поступок — измена, предательство, убийство, равно, как и хороший, ложится на чашу весов, перевешивая их то в одну, то в другую сторону. Именно поэтому и силы Света, и силы Тьмы вынуждены существовать в двух мирах: реальном и потустороннем, пытаясь либо подтолкнуть человека к греху, либо отвратить от него…

ВАШ КОММЕНТАРИЙ