Москва в кино: 25 лучших фильмов, снятых в Москве

С помощью кинопросмотров можно запросто прогуливаться по столице разных периодов, наблюдая за динамикой развития: Москва в кино всегда разная.

0
351

11. Берегись автомобиля. 1966 год

Москва в кино
Смоленская набережная. Кадр из фильма “Берегись автомобиля”, 1966

Режиссер: Эльдар Рязанов

В главных ролях: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ольга Аросьева

Места: Сретенка, Николоямская, Остоженка, Варварка, район Нахабино, Большой Устинский мост, Садовое кольцо, в т.ч. Самотечная эстакада, площадь Красные ворота, Таганская площадь

Москва в кино
Самотека. Кадр из фильма “Берегись автомобиля”, 1966

Лирическая трагикомедия «Берегись автомобиля» повествует  о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Историю эту Рязанов и Брагинский, работающие над сценарием вместе, не раз слышали в разных городах – народ охотно выдумывал легенды о современном благородном разбойнике. Получилась история  «о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин» (Э. Рязанов).

Иннонентий Смоктуновский в этой роли создал один из самых популярных образов советского кинематографа, а 9 ноября 2012 года в Самаре к восьмидесятипятилетию Эльдара Рязанова был открыт памятник Юрию Деточкину. Кроме того,  в фильме можно увидеть многие улицы Белокаменной, а также здания и учреждения, которых в современной Москве найти невозможно.

12. Три тополя на Плющихе. 1968 год

Москва в кино

Режиссер: Татьяна Лиознова

В главных ролях: Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Вячеслав Шалевич

Места: кинотеатры “Горизонт” и “Фитиль”, строящийся Новый Арбат, Большая Пироговская улица, церковь Николы в Хамовниках, Набережная  Тараса Шевченко, МГУ, Фрунзенская набережная, ул. Тимура Фрунзе, Крымский мост, Страстной бульвар, Ул. Горького (ныне Тверская), Пожарский переулок, Площадь Дзержинского (Лубянка), Центральный Детский мир, Комсомольская площадь, Смоленский бульвар, проспект Калинина (ныне Новый Арбат). Ул. Воровского (ныне Поварская), перекресток Сивцева Вражка и Староконюшенного, Манежная площадь, Смоленская набережная, Большая Садовая и Высотка на пл. Восстания.

Москва в кино
Площадь Дзержинского (Лубянская площадь). Справа “Детский мир”. На заднем плане видно строящееся здание гостиницы “Интурист”. Кадр из фильма “Три тополя на Плющихе”, 1968
Москва в кино
Москва река в районе набережной Тараса Шевченко, на дальнем плане МГУ. Кадр из фильма “Три тополя на Плющихе”, 1968

Этот шедевр советского кинематографа рассказывает историю знакомства и последующих взаимоотношений простой замужней деревенской женщины Нюры, которая приехала в столицу, и молчаливого московского шофёра Саши. Изначально картину планировали назвать «Три тополя на Шаболовке» как и рассказ, на основе которого был написан сценарий, но в конце 60-х «Шаболовка» уже стойко ассоциировался у людей с телевидением. Именно поэтому было принято решение поменять Шаболовку на Плющиху.

Москва в кино

Честная  городская мелодрама Татьяны Лиозновой представляется трогающей душу историей несостоявшейся любви, как бы нашим вариантом «Мужчины и женщины». В  едущем по Москве такси «дворники» никак не справляются с потоками воды на лобовом стекле, а простая русская женщина Нюра затягивает такую грустную песню «Опустела без тебя земля…», в которой поётся, помимо всего, и о французском  лётчике и писателе Экзюпери… Это самый пронзительный момент: в эти минуты они с Сашей — такие разные — вдруг становятся до боли близкими. В фильм, с так искренне, с любовью показана советская Москва: солнечные или дождливые улицы, дороги, дома, спешащие люди.

13. Москва – любовь моя. 1974 год

Москва в кино
Около гостиницы “России”. Кадр из фильма “Москва, любовь моя”, 1974

Режиссер: Александр Митта, Кэндзи Ёсида

В главных ролях: Комаки Курихара, Олег Видов

Места: Красная Площадь,  Васильевский спуск, гостиница «Россия», Ленинградский проспект, Театральный проезд, Метрополь,  Большой театр, вид с Ленинских гор, Лужники, Бережковская набережная, Ростовская набережная, Церковь Симеона Столпника на Поварской, Церковь Косьмы и Дамиана, Тверская улица, Брюсов переулок, проспект Калинина (Новый Арбат),  Старая станция “Ленинские горы”, Дом Пашкова.

Москва в кино
Вид от гостиницы “России”. Кадр из фильма “Москва, любовь моя”, 1974

Удивительно красивый, лирический, просто щемящий фильм с чудесными видами Москвы! Как ни странно не слишком популярный. Молодая талантливая танцовщица из Японии приглашена учиться балетному искусству  в Москве. Любовь московского скульптора, победа на конкурсе выпускниц школы при Большом театре принесли Юрико счастье, которое оказывается не долгим  – в судьбу уроженки Хиросимы вмешивается безжалостная болезнь…

14. Мимино. 1977 год

Москва в кино

Режиссер: Георгий Данелия

В главных ролях: Вахтанг Кикабидзе, Фрунзик Мкртчян, Елена Проклова, Евгений Леонов

Места: гостиница «Россия», Кремль, Ленинградский проспект, Церковь Симеона Столпника на Поварской, Новый Арбат, Чистые пруды, Большой театр, двор дома Страхового общества Россия, что на Сретенском бульваре, Ленинские горы с видом на Лужники, Садовая-Сухаревская, Садовая-Самотечная, старое Доргомилово, проспект Вернадского

Москва в кино
Гостиница “Россия”. Кадр из фильма “Мимино”, 1977

Любимый многими фильм «Мимино́», жанр которого некоторые критики определяют как полусказку, был снятый Георгием Данелией по сценарию, написанному им в соавторстве с Резо Габриадзе и Викторией Токаревой, а снимался в Грузии и в Москве. Великолепные виды, много юмора, искрометная игра актеров на фоне кавказского философского отношения к миру. Развенчивание нелепых надуманных целей и идеалов, мысли о доброте и любви к жизни и родине — все подается легко, иронично и незаметно, но оставляет в сердце след и дает пищу для длительных размышлений.

Москва в кино
Церковь Симеона Столпника на Поварской. Кадр из фильма “Мимино”, 1977
Москва в кино
Большой театр. Кадр из фильма “Мимино”, 1977

Любопытно, что массу смешных реплик, ставших поистине народными («Такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» и другие), Фрунзик Мкртчян придумал сам. Сцена же допроса свидетеля Хачикяна в суде — абсолютная импровизация актера.

15. По семейным обстоятельствам. 1977 год

Москва в кино

Режиссер: Алексей Коренев

В главных ролях: Галина Польских, Евгений Евстигнеев, Марина Дюжева, Евгений Стеблов, Евгения Ханаева, Ролан Быков, Анатолий Папанов

Места: Никитские Ворота, свежепостроенное здание ИТАР-ТАСС, Воробьевы горы, Ленинский проспект, Северный Речной вокзал, Рижский вокзал, ул. Косыгина

Москва в кино
Северный речной вокзал. Кадр из фильма “По семейным обстоятельствам”, 1977

В этом фильме все герои – обаятельные, душевные, непосредственные люди. Все молоды, красивы, счастливы. Все любят свою работу, своих близких и уважительно относятся к деяниям и чаяниям других. В Москве, в которой они живут, – всегда солнце! Город чистый, прибранный, зеленый. Его граждане – музыканты, художники, врачи и просто интеллигентные герои, от влюбленной и благородной продавщицы магазина до мудрого старичка-пенсионера с профессорской внешностью и правильными взглядами на жизнь. У героев один-единственный недостаток. Все тот же квартирный вопрос, который, как известно, давно испортил москвичей. Все хотят жить раздельно. Мол, родственников проще любить издалека. По мере того как сюжет раскручивается, нам в совершенно простой, но милой форме дают понять, что это совсем не главное.

Герой Евстигнеева художник и специализируется на городских пейзажах. Сюжеты выбирает в том числе по совету мамы Изольды Тиховны: «В наше время художник не может работать стихийно. Надо знать, что увековечивать». Монолог Изольды Тихоновны гениален: «В один прекрасный день один умный человек предложил построить Новый Арбат. Другой умный человек решил сломать для этого Старый Арбат! Вот когда всё здесь сломали, тогда выяснилось, что картины моего сына представляют не только художественную, но и историческую ценность! Потом, в один прекрасный день, я читаю в газетах, что ещё один умный человек решил построить Новокировский проспект и для этого сломать Домниковку! Тогда я сказала сыну: иди на Домниковку и рисуй! Рисуй быстро!»  Домниковка — это нынешние улица Маши Порываевой и проспект Сахарова.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ