Москва в кино: 25 лучших фильмов, снятых в Москве

С помощью кинопросмотров можно запросто прогуливаться по столице разных периодов, наблюдая за динамикой развития: Москва в кино всегда разная.

0
351

6. Летят журавли. 1957 год

Москва в кино
Крымский мост. Кадр из фильма “Летят журавли”, 1957

Режиссер: Михаил Калатозов

В главных ролях:  Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Александр Шворин, Василий Меркурьев

Места:  Крымский мост, Красная площадь, Болотная площадь, Спиридоньевский переулок, Белорусский вокзал.

Москва в кино
Болотная площадь. Кадр из фильма “Летят журавли”, 1957

Фильм «Летят Журавли» до сих пор остается единственным полнометражным отечественным фильмом, который выиграл главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». В то время как на родине он получил страшную критику в прессе.

Москва в фильме отражает настроение времени: светлая перед Великой Отечественной, на грани отчаяния во время войны, наполненная одновременно радостью и болью потерь после Победы. Знаменитая сцена ночной прогулки Бориса и Вероники в ночь  22 июня 1941 года с Крымским Мостом на фоне попала во все афиши и видовые открытки картины «Летят журавли». Место выбрано неслучайно — это один из символов Москвы, образец предвоенной архитектуры, чудо инженерной мысли своего времени. Потом герои на рассвете гуляют по Красной площади и над ними пролетает клин журавлей. Слышно, как часы на Спасской башне бьют 4 часа утра. А утром Вероника и Борис узнают, что началась война.

7. Приходите завтра. 1962 год

Москва в кино

Режиссер: Евгений Ташков

В главных ролях: Екатерина Савинова, Анатолий Папанов, Александр Ширвиндт, Юрий Белов

Места: Гнесинка, ул. Воровского (ныне Поворская), Смоленская набережная, Набережная Тараса Шевченко, Бородинский мост, Калининский мост (ныне Новоарбатский), Пр. Калинина (ныне Новый Арбат), МГУ, Кутузовский проспект, Белорусский вокзал

Москва в кино
Набережная Тараса Шевченко. Кадр из фильма “Приходите завтра”, 1962

«Приходите завтра» – чудесная душевная кинокомедия о судьбе простой, талантливой и очень самобытной девушки Фроси Бурлаковой, приехавшей учиться в Москву из глубинки, о том, как она добилась поступления в Гнесинку, реализовав свое желание научиться петь. Сценарий написан режиссёром Евгением Ташковым совместно с супругой Екатериной Савиновой, которая исполнила главную роль и все песни в картине. Сценарий включает некоторые факты автобиографии актрисы, так например Фрося приезжает в Москву из села Ельцовка. Это реально существующее село в Алтайском крае, где на самом деле и родилась Савинова.

Потрясающе добрый советский фильм, снятый в канве романтичных шестидесятых: кто из Москвы в Сибирь едет «за туманом, за мечтою и за запахом тайги», другие наоборот из Сибири в Москву, поступать, кто на инженера, кто на артиста. Фрося – сама наивность и по-сибирски сильная и телом и духом, а Москва — такая большая и разная. Фильм вселяет веру в человечность, в дружбу, в благородство.

8. Я шагаю по Москве. 1963 год

Москва в кино

Режиссер: Георгий Данелия

В главных ролях: Никита Михалков, Алексей Локтев, Евгений Стеблов, Галина Польских

Места: Панорама с высотки на Котельнической набережной, здание МИДа, Плющиха, Девичье поле, новые дома на Ростовской и Бережковской набережных, московское метро, ГУМ

Москва в кино
Панорама с высотки на Котельнической набережной. Кадр из фильма “Я шагаю по Москве”, 1963

«Я шагаю по Москве» – комедия 1963 года, снятая тогда еще молодым Георгием Данелией. В главной же роли — Никита Сергеевич Михалков, для которого эта роль была первой серьёзной в кино. Михалкову было тогда 18 лет, а роль он получил благодаря рекомендации  сценариста фильма Геннадия Шпаликова.

Москва в кино
Красная площадь. Кадр из фильма “Я шагаю по Москве”, 1963

Сюжет начинается приездом в Москву молодого сибирского монтажника Володи Ермакова (Александр Локтев). В метро он знакомится с метростроевцем Колей (Никита Михалков), возвращающимся с ночной смены, и оказывается, что им пути. Коля на правах хозяина вызывается проводить гостя до нужного ему адрес. Вообще рассказывать сюжет практически бессмысленно – это гениальное кино надо смотреть!

Москва в кино
ГУМ. Кадр из фильма “Я шагаю по Москве”, 1963

Благодаря любовно снятым пейзажам столицы режиссер Георгий Данелия и оператор Вадим Юсов считаются едва ли не главными урбанистами советской кинематографии, сумевшими передать даже запах города: новеньких пластинок в ГУМе, мокрых листьев, памятников и мостовых. В стране наступила долгожданная «оттепель», люди могут радоваться жизни и мыслить относительно свободно.

А песня «Я шагаю по Москве» (музыка Андрея Петрова, слова Геннадия Шпаликова) стала хитом начала 1960-х годов. На Каннском фестивале в 1964 году картина была отмечена в номинации «Особое упоминание лент молодых режиссеров», а на фестивале в Милане в том же году получила первую премию.

9. Мне 20 лет («Заста́ва Ильича́»). 1964 год

Москва в кино
Садовая-Самотечная. Кадр из фильма “Застава Ильича”, 1964

Режиссер: Марлен Хуциев

В главных ролях: Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин

Места: Чистые пруды, Цветной бульвар, Самотека, Патриаршие пруды, Спиридоньевский пер., стрелка Гранатного переулка и Спиридоновки,  ул. Дурова в доолимпийской застройке, Сыромятническая набережная, Костомаровский мост, Большая грузинская ул., Пречистенка, Лубянская площадь, Детский мир, Космодамианская набережная

Москва в кино
Стрелка Гранатного переулка и Спиридоновки. Кадр из фильма “Застава Ильича”, 1964

Поправок в фильме было много, многое пришлось переснимать целыми сценами из-за цензуры и в 1965 году фильм был допущен к показу под названием «Мне двадцать лет». Только в конце 1980-х, в перестроечное время, фильм был восстановлен – премьера первоначального (авторского) варианта фильма под оригинальным названием «Застава Ильича» состоялась только 29 января 1988 года в Доме кино. В числе прочей критики, обрушившийся из уст генсека Н.С. Хрущева на этот фильм, упоминалось и то, что главные герои – “не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться.”, и мол они только и делают, что шатаются по городу. Но во время этих “шатаний” мы и видим Москву самого начала 1960х.

Москва в кино
Красная площадь. Кадр из фильма “Застава Ильича”, 1964

В этой картине нет ничего придуманного: будь то вечера в Политехническом или танцы во дворе под звуки джаза. Показана жизнь людей, рожденных в Советах, с молоком матери впитавших музыку гимна, гордость за великую Родину, выстрадавшую победу, но  не чуждых проблем пресловутой «невыносимой легкости бытия», любви и горя.

10. Июльский дождь. 1966 год

Москва в кино

Режиссер: Марлен Хуциев

В главных ролях: Евгения Уралова, Александр Белявский, Юрий Визбор

Места:  Столешников переулок, Петровские ворота, Поворская улица, Тверской путепровод, Большой театр

Москва в кино
Кутафья башня и Манеж из Александровского сада. Кадр из фильма “Июльский дождь”, 1966

Герои фильма — это, по сути, повзрослевшие герои предыдущего фильма «Застава Ильича», лишившиеся романтических ожиданий. Героям фильма — примерно тридцать. Очень часто именно в это время у людей наступает период пересмотра уже выработанных ранее позиций. К такому пересмотру и приходит Лена, героиня этого фильма. Ей многое надо обдумать заново. Она начинает понимать, что прежние оценки поверхностны, все предстает перед ней в ином, более ясном и резком свете. Это порой связано с потерями. Лена теряет бывшего ей самым близким человека, который становится чужим и далеким. Москва 60-х становится самостоятельным героем в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь».

Автору важно все: и панорамы парадной части столицы, и малосимпатичные московские закоулки, афиши, городской транспорт, толпа на улице. Действе фильма начинается в Столешниковом переулке, где Лена попадает под дождь. Дальше мы перемещаемся к Петровским воротам, где живет главная героиня, а потом вдруг попадаем на Поварскую. Музыкальным фоном для последней служит композиция Луи Армстронга. что придает простоватой улице особый лоск. Герои постоянно гуляют по Москве, в кадре оказываются площади, Тверской путепровод, только что открывшийся тоннель на Маяковской и многое другое. Заканчивается картина у здания Большого театра, где Лена видит встречу фронтовиков.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ