Матильда Кшесинская: драгоценность Дома Романовых и звезда русского балета

Дьявольски очаровательная Матильда Кшесинская, жизнерадостная и трудолюбивая, она покорила не только русскую сцену, но и сердца мужчин Дома Романовых.

1
36
Матильда Кшесинская

Считается, что события детства оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Так и Матильда Кшесинская, маленькая девочка из балетной семьи, впечатленная рассказом отца о высокородных предках, утративших титул, захотела не только блистать на сцене, но и получить высокий титул.

В последствии ее называли «фамильной драгоценностью Дома Романовых» за исключительное внимание со стороны мужчин царской семьи, «генералиссимусом русского балета» за влияние, которым она обладала в театре, «мадам семнадцать» за ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17 (именно в этом возрасте Матильда встретилась с Николаем II).

Феликс Кшесинский, один из лучших танцовщиков Польши, был выписан из Варшавы Николаем I в 1851 году как виртуозный исполнитель Мазурки, которую боготворил русский император. Как писала в воспоминаниях Матильда Кшесинская: «…благодаря исполнению моего отца и под влиянием особой любви к ней императора Николая Павловича мазурка вошла в моду в Петербурге и Москве, где до этого ее никогда не танцевали ни в балете, ни на балах, ни при дворе. Все стали брать уроки мазурки у моего отца, он был всюду принят дружески…». В Петербурге Феликс Иванович женился на Юлии Доминской (вдове балетного танцовщика, имевшей пятерых детей от первого мужа). В этом браке у пары родилось еще четверо детей, а девятым ребенком в семье появилась девочка Матильда-Мария, произошло это 31 августа 1872 года в деревне Лигово близ Петербурга.

Матильда Кшесинская
Феликс Кшесинский и Юлия Доманская

Феликс Иванович ставил балеты и сам танцевал на сцене Мариинского театра. Коньком его, кроме мазурки, были цыганские и венгерские танцы.. К концу XIX в. на подмостках появились дети Кшесинского – сперва Иосиф и Юлия, а затем и Матильда. С момента появления на сцене Матильды Юлию стали величать Кшесинской-первой, а Матильду — Кшесинской-второй. Надо сказать, что быть второй хотя бы и по принципу старшинства будущей приме совсем не льстило.

Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская

Театр вплетался в жизнь Кшесинской легко и естественно. Первый раз Маля (так ее ласково звали дома) появилась на сцене театра еще маленьким ребенком в балете “Конек-Горбунок”, крошка 4х лет должна была вынимать кольцо из пасти кита. В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, трудолюбивая и амбициозная Матильда получала небольшие балетные партии одну за другой, а в 17 лет – весной 1890 года – после окончания училища, она была зачислена в группу Мариинского театра.

Николай II
Николай II

Тогда, после выпускного экзамена, и случилась та самая встреча, повлиявшая на всю жизнь балерины. На 23 марта 1890 года был назначен выпускной экзамен в училище в присутствии царской семьи. Во время представления выпускниц императору Александр III нарушил все правила и уделил особое внимание Кшесинской, пожелав ей быть украшением и славой русского балета. После этого он усадил ее подле себя и рядом с молодым наследником Николаем во время праздничного обеда в училище. Так неожиданно и царственно в сердце 17-летней Матильды зажглась первая любовь.

Дальше были «случайные» встречи с цесаревичем то там, то тут, но по-настоящему серьезные отношения начались лишь спустя два года в 1892 году, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской под именем гусара Волкова. Первым подарком, который приняла Матильда от Николая,  стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором она выгравировала две даты – 1890 и 1892 – первая встреча и первый приезд к ней домой. Вокруг Кшесинской стал собираться круг великих князей, положение ее в театре тоже упрочилось, но молодые люди понимали, что у их союза нет будущего.

Матильда Кшесинская

Роман наследника и прима-балерины Императорского театра длился 4 года.  7 апреля 1894 года была объявлена помолвка наследника с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, которая приняла православие и препятствий для их брака больше не существовало. Вскоре встречи Николая и Матильды прекратились. Кшесинская в письме лишь попросила позволения “обращаться к нему по-прежнему на “ты” и обращаться к нему в случае необходимости”, на что Николай, разумеется, дал разрешение.

Еще на прощание Николай подарил Матильде дом, который прежде нанимал для нее. Это был маленький двухэтажный особняк с небольшим садом на Английском проспекте, № 18. Любопытно, что построен он был великим князем Константином Николаевичем для балерины Кузнецовой.

Матильда Кшесинская

Во время и после болезненного расставания с Николаем рядом с Матильдой всегда находился и поддерживал ее верный друг великий князь Сергей Михайлович – внук Николая I и генерал-инспектор артиллерии, он останется преданным ей до конца жизни. Много лет спустя Матильда узнала, что Николай просил Сергея оберегать ее и поддерживать. Чтобы немного утешить и развлечь обожаемую им Кшесинскую  Сергей Михайлович покупает для нее дачу в Стрельне, которая очень приглянулась балерине.

Матильда Кшесинская
Великий князь Сергей Михайлович

Кшесинская очень любила это место. Весь цвет столицы бывал у неё на праздниках, устраиваемых на берегу моря. Чтобы и  в  сумерках было приятно находиться на даче, Кшесинская построила электростанцию, освещавшую не только дачный дом, но и приморский парк диковинным электричеством. Это было великое новшество. «До тех пор во всей Стрельне не было электричества (даже во дворце)».

Матильда Кшесинская

Между тем балетная карьера Кшесинской шла в гору. Ее влияние, благодарю близости к царской семье, было велико на столько, что не балерина принадлежала репертуару, а репертуар ей. Она считала постановки своею собственностью и могла дать или не дать танцевать партии другим.

Матильда Кшесинская

В 1895 года Кшесинская впервые отправилась в Европу с гастролями  – восторгам публики Монте-Карло не было придела. Дальше была Варшава, где она на ура выступила с отцом. В последующие годы зарубежные гастроли были не редкостью.

Матильда Кшесинская

13 февраля 1900 года после юбилейного спектакля в честь десятилетия Кшесинской на сцене был дан праздничный обед, на который были приглашены сыновья Великого князя Владимира Александровича – Кирилл, Борис и Андрей. И вот 10 лет спустя Матильда испытала вновь сильное чувство – избранником ее сердца стал Андрей Владимирович Романов, внук Александра II.

Матильда Кшесинская
Великий князь Андрей Владимирович

Он был младше Матильды на 6 лет, но это оказалось не важно для обоих. Роман не афишировали, ведь Кшесинская была официальной подругой Великого князя Сергея Михайловича. В июне 1902 года у Матильды Феликсовны родился сын. Мальчика назвали Владимиром в честь отца великого князя Андрея, а отчество дал Великий князь Сергей Михайлович, до конца жизни относившийся к нему с большим трепетом. Кшесинская продолжала танцевать до 6-ого месяца беременности, переделав некоторые части балета, чтобы избежать рискованных движений, и после весьма сложных родов вернулась на сцену спустя всего лишь 2 месяца.

Матильда Кшесинская

Матильда была прекрасной матерью, ее сын рос веселым и счастливым – она, как и ее незабвенный Ники, была бесконечно предана идеалам семьи. При этом семейная жизнь все еще была не идеальной.  Андрей жил на два дома, у нее и у себя: его мать Великая княгиня Мария Павловна была категорически негативно настроена по отношению к Матильде, ведь не только сын, но и ее муж был влюблен в балерину. Кроме того, Кшесинскую не оставлял своим вниманием и заботой Сергей Михайлович, через которого она всегда могла обратиться непосредственно к царю.

Матильда Кшесинская

В театре у Кшесинской стали появляться завистливые недоброжелатели, посыпались обвинения в интригах, к тому же эра Петипа как главного балетмейстера театра подошла к концу. Назревали перемены. Балерина приняла решение оставить сцену Мариинского театра и 4 февраля 1904 года блеском состоялся ее прощальный бенефис. Кшесинская протанцевала два первых акта из “Тщетной предосторожности”, куда вставила памятное па-де-де, которое исполняла в 1890 году на выпускном экзамене в день первой встречи с Ники. Она сделала 32 фуэте с неподражаемой легкостью и тут же повторила их на бис. По окончании вечера Кшесинской на голову был возложен золотой лавровый венок, на каждом из листков которого было выгравировано название балета, в котором она выступала. Молодежь выпрягла лошадей из кареты Кшесинской, после чего саму карету подняли и на руках донесли до дома.

Позднее балерину неоднократно уговаривали вернуться в театр, но она соглашалась выступать только в статусе гастролерши без контракта, ей уже хотелось иметь больше свободы.

Матильда КшесинскаяВесной 1905 году в Варшаве Матильда с отцом танцевали «Эсмиральду», для Феликса Ивановича эти гастроли оказались последними – летом 3 июля 1905 года, в возрасте 83 года, он скончался в своем имении Красницы. Кшесинская похоронила его в Варшаве вместе с останками матери, согласно последней воле отца..

Весной следующего года, несмотря на революционные настроения, она решила построить новый дом, о котором мечтала. Для постройки его весной 1906 года Кшесинская купила участок на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. Участок был выбран в самом модном районе Петербурга того времени – на Петроградской стороне. Проект и строительство дома она заказала архитектору Александру Ивановичу фон Гогену. К концу 1906 года двухэтажный петербургский дом был завершен. За фасад особняка Кшесинской, выполненный в стиле северного модерна, фон Гоген получил от городской управы серебряную медаль. Внутренне убранство дома также отвечало самым высоким стандартам и пожеланиям заказчицы. Зал был оформлен в стиле русского ампира, салон – в стиле Людовика XVI, спальня и уборная – в английском стиле и т.д. Модная мебель была изготовлена французским мастером Мельцером. Естественно, что люстры, бра, канделябры и все прочие элементы декора, вплоть до шпингалетов, были тоже выписаны из Парижа. Любопытно, что много внимания Матильда Кшесинская уделила той стороне, которая словно остаётся в тени. Это хозяйственные и бытовые постройки. Кухня, устройства для хранения продуктов, гардеробные, винный погреб – всё это также было предметом гордости хозяйки. В здании нашлось место даже коровнику.

Матильда Кшесинская

Благодаря знакомствам и известности хозяйки в особняке регулярно бывали известнейшие люди своего времени: Фёдор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Татьяна Карсавина, Анна Павлова. Домашние спектакли, импровизированные концерты и «капустники», проходившие в особняке Кшесинской, были обязательной приметой блистательного Петербурга вплоть до Первой мировой войны. На весь город славились званые обеды и ужины, приёмы и рауты, устраиваемые в особняке. Благополучная жизнь, однако, закончилась в 1917 году.

Матильда Кшесинская

Вечером 27 февраля 1917 Кшесинская решила покинуть свой особняк, а уже через несколько дней в опустевшем доме разместились солдаты. Постепенно сюда перебрались Петроградский комитет РСДРП(б), его военная организация, ЦК РСДРП (б), экспедиция газеты «Правда» и редакция газеты «Солдат», бывал тут и В.И. Ленин. Матильда Феликсовна имела дерзость попытаться отсудить свою собственность и ей даже удалось частично вернуть личные вещи. А уже в начале июля 1917 года особняк был занят войсками Временного правительства и основательно разграблен. После Октябрьской революции в здании особняка Кшесинской чего только не было, поочередно располагались различные общественные учреждения: комитеты Петросовета, Институт Общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. С 1938 по 1956 год здание служило музеем С.М. Кирова. В 1957 году в особняк Кшесинской из здания Эрмитажа был переведен музей истории Революции. Чтобы здание на Кронверкском проспекте могло вместить в себя всю коллекцию, оно было соединено новым корпусом – с соседним особняком В. Э. Брандта. В 1991 году Музей истории Революции был переименован в Музей политической истории России. Каждый новый этап сопровождался ремонтом и изменением интерьера так что сегодня внутренний вид, к сожалению, во многом отличается от оригинального. Но, к счастью, с 1995 года в музее существует экспозиция, посвященная бывшей хозяйке особняка – Матильде Кшесинской, там проходят литературные, музыкальные и хореографические вечера.

После потери особняка в Петербурге и дачи в Стрельне Кшесинская с сыном отправилась на Кавказ, там находился великий князь Андрей Владимирович, там Матильда наивно надеялась дождаться разрешения ситуации и вернуться домой. Великий князь Сергей Михайлович остался в Петербурге, пока вместе с остальными членами царской семьи не был выслан. Кшесинская ранее отказалась от его предложения руки и сердца, что, по всей видимости, спасло ей жизнь. В ночь на 5 (18) июля 1918 вместе с другими членами дома Романовых Сергея Михайловича вывезли за город (Алапаевск), где великий князь оказал сопротивление и был застрелен. Его тело вместе с еще живыми алапаевскими узниками из рода Романовых было сброшено в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская. Когда в город вошли белогвардейские войска и тела расстрелянных подняли на поверхность, в руке Сергея Михайловича был зажат маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью “Маля”.

Матильда Кшесинская

На Кавказе Кшесинская с сыном и несколькими членами Дома Романовых находились в относительной безопасности, но ситуация все же заставляла менять места проживания, все еще и усугублялось повсюду свирепствующими эпидемиями испанки и сыпного тифа. В феврале 1920 года они отплыли на пароходе «Семирамида» в Константинополь и далее во Францию, где на Лазурном берегу в местечке Кап-д’Ай, у Кшесинской с 1914 года была вилла «Алам» (если прочесть наоборот – получится «Маля», учитывая мягкое среднеевропейское “л”). Вилла эта по адресу Авеню Рамон Грамалья, 32, соседствовала с богатыми особняками княгинь и князей романовской крови и разных титулованных особ со всего света.

Матильда Кшесинская

После смерти великой княгини Марии Павловны (матери Андрея Владимировча) в начале 1921 года глава императорского дома в Европе великий князь Кирилл Владимирович дал согласие на брак своего брата великого князя Андрея Владимировича с Матильдой Феликсовной Кшесинской. Венчание состоялось в Каннской русской церкви 17(30) января 1921 года. Андрей Владимирович усыновил Володю (тот стал Владимиром Андреевичем). Вскоре после свадьбы балерина официально получила титул светлейшей княгини и фамилию Романовская-Красинская, поскольку она с помощью польского гербовника сумела доказать, что Кшесинские произошли из старинного польского рода графов Красинских. Наконец она обрела семью и титул, хотя и высокой ценой.

В 1929 году виллу пришлось продать из-за долгов. Говорят, что отчасти причиной долгов было пристрастие Матильды к игре в рулетку. В Казино Монте – Карло Кшесинскую хорошо знали и называли “Мадам Семнадцать”, потому что она часто ставила на это число. Было принято решение ехать в Париж, чтобы подыскать помещение для студии и жилье семье. Был снят уютный дом в 16 округе, под названием: вилла “Молитор”.

Матильда Кшесинская

На оборудование студии у Матильды Феликсовны, при поддержке ее добрых друзей и знакомых ушло более двух месяцев и 06 апреля она дала свой первый урок. К 03 сентября 1929 года второму учебному сезону ей пришлось расширять здание студии, ибо оно не вмещало всех желающих учиться у знаменитой балерины. К сезону же 1934-35 годов студия была и вовсе перенесена в отдельное комфортабельное здание.

В возрасте  64-х лет Матильда Феликсовна выступила на сцене Лондонского Ковент-Гарден, протанцевав легко и безукоризненно свой номер – легендарную “Русскую”. Ее вызывали 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо! Вся сцена и проходы к ней завалена была цветами.

В эмиграции при участии своего супруга Кшесинская написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году.

Она пережила оккупацию Франции и арест сына, смерть мужа в 1956, перелом бедра, грозивший ей полной неподвижностью, прощания с многочисленными друзьями, уходившими в небытие раньше нее. Но каждое утро она встречала учениц в своей студии с изящной палочкой в руке.

Матильда Кшесинская

Матильда Феликсовна Кшесинская прожила интереснейшую жизнь и скончалась в возрасте 99 лет (6 декабря 1971 года в Париже), сохранив до конца своих дней ясное сознание и вкус к жизни. Она похоронена в Париже на кладбище Сен Женевьев де Буа рядом с мужем и сыном.

1 КОММЕНТАРИЙ

ВАШ КОММЕНТАРИЙ