Елена Киселева: забытый бриллиант “Серебряного века”

Елена Киселева, одна из любимых учениц Репина, талантливейшая художница начала XX века, имя которой незаслуженно забыто, а творческое наследие рассеяно.

1
165
Елена Киселева
Елена Киселева. Портрет Л.Гофман (жены И.Бродского). 1916 г.

Будущая художница Елена Киселева родилась 27 октября 1878 года в Воронеже в семье известного русского математика и педагога, автора популярного школьного учебника по геометрии, по которому училось не одно поколение школьников, Андрея Петровича Киселева и его жены Марии Эдуардовны (в девичестве – Шульц).

Первым частным учителем Елены стал известный воронежский художник и фотограф Михаил Иванович Пономарев, потом была Воронежская персональная школа, которой руководил художник Лев Григорьевич Соловьев.

В 1896 году девушка уехала в Санкт-Петербург, где поступила на математический факультет Бестужевских курсов. Она, по примеру отца, готовилась получить диплом педагога-математика, но вскоре оставила курсы и поступила в Академию художеств.
С 1900 года Елена поступает в класс Ильи Ефимовича Репина, став одной из любимейших учениц известного живописца.

Елена Киселева
Невесты. Троицын день. 1907

Уже в студенческие годы Киселева начала активно экспонироваться. В 1907 году Елена окончила Академию художеств с дипломной картиной «Невесты. Троицын день». За нее Киселева получила официальное пенсионерство, то есть возможность продолжить учебу за границей – первой из русских женщин-выпускниц Академии. Так в 1908 году художница отправляется в Париж, оставляя и трехлетний брак с Николаем Черным-Перевертанным. От брака остались дружеские отношения,  портрет Николая и подписи на некоторых картинах художницы: Черная-Перевертанная или Киселева (Черная).

Елена Киселева
Елена Киселева. Мать и дочь.

После двухлетней учебы в Париже, участия в европейских выставках и путешествия по Италии Елена вернулась в Россию. Среди ярких работ зарубежной стажировки искусствоведы называют двойной портрет «Мать и дочь», для которого Елене позировали колоритные итальянские натурщицы, и «У себя. Автопортрет», написанный в 1908 году в своем парижском ателье. На Весенней выставке в Академии художеств в 1909 году этот портрет был удостоен премии имени А. И. Куинджи.

Кроме того, в 1910 году Киселева первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников (ОАХ), основанное в Санкт-Петербурге в 1903 году.

Елена Киселева
Елена Киселева. Автопортрет с вазой. 1910 г.

С момента возвращения и до революции 1917 года художнице сопутствовал успех на выставках в России и за рубежом, она была полна творческих сил, ее высоко оценивали известные живописцы, и в первую очередь ее учитель Репин, о Киселевой писала пресса и критика. Несколько её картин приобрел для своей частной коллекции Максим Горький.

Елена Киселева
Елена Киселева. Маруся. 1913

Сама художница в одном из писем отметила: «Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых интересных женщин». А портрет «Маруся», написанный в 1913 году, сама художница считала самой лучшей картиной в своем творчестве.

В том же 1913 году Елена Андреевна в очередной раз отправилась в Париж для участия в выставке, где познакомилась со своим будущим вторым супругом –Антоном Дмитриевичем Билимовичем, в будущем известным математиком.  В 1917 году у Елены и Антона родился сын.

Елена Киселева
Елена Киселева. Дачницы. 1915

В 1918 году Билимович был избран ректором Новороссийского университета. Несмотря на гражданскую войну в стране, он продолжал активно работать. Тем не менее в январе 1920 года профессор с семьей был вынужден эмигрировать в Югославию, где они, обосновавшись в Белграде, прожили до конца жизни.

Елена Киселева
Елена Киселева. Портрет Л.Гофман (жены И.Бродского). 1916 г.

В 1920—1930-е годы Киселёва продолжала изредка писать портреты, городские и сельские пейзажи, а также декоративные панно и иконы, учувствовала в русских выставках в Белграде и Праге.  Тем не менее в вихре перемен Киселева оказалась в числе забытых художников.

Муж Елены Андреевны Антон Дмитриевич Билимович, профессор Белградского университета, стал видным ученым по прикладной математике, академиком. Его ученые труды издавались в различных зарубежных странах, были отмечены наградами. Елена Андреевна же была хозяйкой дома.

В годы Второй мировой войны (1942) её единственный сын с женой были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944 году, вскоре после возвращения из лагеря, сын умер. Написав «Портрет сына на смертном одре», Елена Андреевна Киселёва навсегда оставила занятия искусством.

Елена Киселева
Елена Киселева. На балконе. 1910 г.

В Воронежском областном музее изобразительных искусств (как до 1984 года назывался нынешний Художественный музей имени И.Н. Крамского), творчество Киселевой было представлено лишь одним произведением, изумительным портретом «Маруся», переданным в дар музею Марией Эдуардовной Киселевой, – матерью художницы, из Ленинграда в 1929 году. Благодаря этому портрету искусствовед, сотрудник Воронежского музея, Маргарита Ивановна Лунева, возвратила забытое имя художницы на родину. Она нашла Елену Андреевну за границей, вела переписку с ней, организовывала передачу картин художницы в дар музею, публиковала статьи в прессе. Сегодня в Воронежском музее находится единственная в стране большая коллекция работ Елены Киселевой в количестве 40 произведений.  Благодаря этому в 1969 году была открыта первая персональная выставка художницы, за что Елена Андреевна была безмерно благодарна.

Умерла Елена Андреевна 8 июля 1974 года в Белграде в возрасте 95 лет.

1 КОММЕНТАРИЙ

ВАШ КОММЕНТАРИЙ