Анна Павлова: «… она танцевала, как дышала, легко и непринужденно…»

Хрупкая и сильная Анна Павлова - изящная как лебедь русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, одна из величайших балерин XX века.

2
89
Анна Павлова
Лафаетт: Анна Павлова 1927 г.

Так сказал про Анну Павлову Серж Лифарь: «… она танцевала, как дышала, легко и непринужденно…»

Анна Павлова родилась в дачном посёлке Лигово 12 февраля 1881 года под Петербургом. О ее происхождении мало что известно доподлинно: ее мать Любовь Федоровна работала горничной у известного банкира Лазаря Полякова, который вероятно и был ее отцом.

Анна Павлова
Мариинский театр

Однажды мать отвела Аню в Мариинский театр – давали “Спящую красавицу” Петра Ильича Чайковского. После посещения театра 8-летняя Аня стала мечтать о балете – хрупкая девочка с утра до вечера танцевала перед зеркалом. В 1891 году будущая балерина была наконец принята в Императорское театральное училище на балетное отделение и началась упорная работа: занятия по 8 часов в день и наистрожайшая дисциплина.

Анна Павлова
Анна Павлова: “Жизель”

После блестящего окончания училища Анну сразу приняли в состав Мариинского театра (1899 год). Ее дебют состоялся в балете “Тщетная предосторожность” в па-де-труа (танец втроем). Уже через два года балерина танцевала главную партию в постановке на музыку Цезаря Пуни “Дочь Фараона”. Затем была партия Никии в “Баядерке”, которую поставил сам Мариус Петипа, а в 1903 году Павлова уже выступила в главной роли в им же поставленном балете “Жизель”. Ее выступления сразу заметили и театральные критики, и избалованная публика – так уже в 1906 году Анна Павлова стала ведущей танцовщицей труппы Мариинского театра.

Анна Павлова
Анна Павлова: “Баядерка”

Время требовало поиска новых форм и образов: Анна в этом преуспела вместе с балетмейстерами-новаторами Александром Горским и особенно Михаилом Фокиным. Михаил Фокин предлагал импровизацию в танце как основу всего балетного искусства. Анна же выступила первой исполнительницей основных партий в его постановках: “Египетские ночи”, “Береника”, “Шопениана”, “Виноградная лоза”, “Эвника”, “Павильон Армиды”. Но главным результатом их сотрудничества стала хореографическая миниатюра «Лебедь» (позднее  название изменилось и стало известно как “Умирающий лебедь”) на музыку Сен-Санса. «Лебедю» суждено было стать одним из символов русского балета 20 века: 4 января 1908 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила эту миниатюру. Камиль Сен-Санс был потрясен трактовкой своей музыки и выразил глубокое восхищение талантливым исполнением, обратившись к Павловой со словами: “Благодаря вам я понял, что мне удалось написать прекрасную музыку”. Лучшие балерины всего мира позднее пробовали исполнить знаменитую балетную миниатюру. После Анны Павловой в полной мере это удалось Майе Плисецкой.

Анна Павлова
Анна Павлова: “Умирающий лебедь”

Анна Павлова

Павлова стала инициатором революционного шага в части балетного костюма:  она доказала, что балетная пачка подходит далеко не ко всем спектаклям и что театральные костюмы должны подбираться в соответствии с происходящим на сцене, а не в угоду классическим канонам. Она даже решила вопрос основного недостатка длинной одежды – складки скрывали полет в танце: балерина предложила партнеру подбрасывать ее немного выше, чем обычно, и все стало на свои места. Так в танце появилась требуемая свобода движения и грациозность.

Анна Павлова
Серов В. А. Анна Павлова в образе Сильфиды. Афиша антрепризы СП. Дягилева

В 1909 году Анна Павлова вместе с Вацлавом Нижинским присоединилась к проекту «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. А чуть позже балерина создала собственную балетную труппу и стала с триумфом выступать во Франции, Великобритании и других странах, а ее супруг Виктор Дандре стал ее официальным импресарио.

С Виктором Анна познакомилась еще в Петербурге в 1904 году. Он был обрусевшим французом –  выходцем из аристократической семьи, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, был прекрасно образован, владел несколькими иностранными языками и всерьёз увлекался искусством. Покровительствовать начинающей балерине казалось Виктору престижным. Но в какой-то момент Анна предпочла одиночество унизительному положению содержанки и лишь стала усерднее работать.

Анна Павлова

Ее известность росла, а дела у Дандре стали идти неважно и из-за долгов он даже оказался за решеткой. Тогда Павлова подписала контракт с известным театральным агентством «Брафф», по условиям которого она должна была танцевать по два раза в день в трёх странах — Англии, Шотландии, Ирландии. За это танцовщица получила внушительную по тем временам сумму и использовала ее для освобождения Виктора из тюрьмы. Освобожденный Дандре покинул Петербург и приехал в Париж, где и обвенчался с Анной Павловой – их брак оставался в тайне долгие годы. Вместе с Дандре они поселились в Лондоне в особняке Айви-Хауз (в переводе «Дом плюща» – поскольку это растение обвивало каменную стену вокруг строения). Рядом с особняком находился пруд, который Анна превратила в настоящее лебединое озеро, поселив на нем своих любимых грациозных белых птиц. После смерти Павловой Айви-Хауз вместе с обстановкой был продан с аукциона, а сейчас в доме расположен еврейский культурный центр.

Анна Павлова

В 1913 и 1914 годах танцовщица выступала в Москве и Петербурге, в том числе и в Мариинке, где она в последний раз станцевала партию Никии. В Москве Анна Павлова вышла на сцену Зеркального театра в саду “Эрмитаж”. После этого выступления она больше не возвращалась в Россию.

Анна Павлова

Анна Павлова вела активную гастрольную жизнь в течение 22 лет, впервые представив искусство балета во многих странах. За этот период она приняла участие в девяти тысячах спектаклей, две трети из которых прошли с исполнением главных ролей. Переезжая из города в город, балерина преодолела не менее 500 тысяч километров на поезде. Итальянский мастер по изготовлению балетной обуви шил для Анны Павловой минимум по две тысячи пар пуантов в год. В перерывах между гастрольными поездками балерина отдыхала вместе с мужем в своем английском доме. В один из таких приездов Дандре пригласил известного фотографа Лафайетта, и тот сделал серию снимков Анны Павловой с ее любимым лебедем.

Анна Павлова
Лафаетт: Анна Павлова 1927 г.

Во время австралийского турне Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что её именем назвали очень популярное пирожное, которое и по сей день подают на десерт в ресторанах Австралии, Новой Зеландии и не только. Этот десерт состоит из экзотических фруктов с добавлением безе.

Анна Павлова

Однажды Анна Павлова станцевала на театральной сцене популярный мексиканский народный танец “харабе тапатио”, что означает “танец со шляпой”, в своей интерпретации. Восторженные мексиканцы забросали балерину и всю сцену самбреро. А в 1924 году этот танец был объявлен национальным танцем Мексиканской Республики.

В Китае Анна Павлова удивила публику, станцевав без остановки 37 фуэте на маленькой площадке, установленной на спине слона, шагающего по полю.

Голландские цветоводы вырастили особый сорт тюльпанов белоснежного цвета, который получил имя великой балерины Анны Павловой. Изящные цветы на тонких стеблях, как бы символизируют грацию.

В Лондоне воздвигли несколько различных памятников, посвященных балерине. Каждый из них относится к определенному периоду ее жизни. Три монумента установлены около дома Айви-Хауз.

Анна Павлова

Анна занималась благотворительностью, открыла несколько сиротских приютов и ночлежных домов для бездомных детей. Девочки и мальчики из постояльцев этих заведений, имеющие способности к танцу, отбирались и направлялись в школу детской хореографии, открытую в доме Айви-Хауз.

Анна Павлова

Анна Павлова скончалась в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии, простудившись  на репетиции в холодном и неотапливаемом зале. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с её прахом находится в закрытом колумбарии крематория «Голдерс-Грин», в Лондоне. Рядом с ней покоится прах её мужа и импресарио Виктора Дандре.

По легенде последними её словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя!».

Анна Павлова
Анна Павлова: “Умирающий лебедь”

2 КОММЕНТАРИИ

ВАШ КОММЕНТАРИЙ